Программа Каникулы
Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Спасский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Принята на заседании
Педагогического совета Протокол ___№ 1____ « 17 » января 2014 г.
|
. | Утверждаю
Директор КГБУСО «Спасский СРЦН» ___________________ Н.О. Теличко « ____» _______________ 2014 год |
Составитель:
Заяц Ираида Анатольевна,
старший воспитатель
г. Спасск-Дальний
Содержание
Оглавление | Страница
|
1. Актуальность | 3 |
2. Цель программы | 3 |
3. Основные направления реализации программы | 3 |
4. Механизмы реализации программы | 4 |
5. Ресурсное обеспечение программы | 4 |
6. Структура оздоровительной смены | 4 |
7. Периоды оздоровительной смены | 6 |
8. Формы подведения итогов оздоровительной смены | 8 |
9. Ожидаемые результаты | 10 |
10. Учебно-тематический план программы | 10 |
11. Содержание программы: | |
1 смена (июнь) | 10 |
2 смена (июль) | 11 |
3 смена (август) | 12 |
12. Список литературы | 13 |
13. Приложение | 14-53 |
Актуальность
Все дети без исключения с радостью ждут каникул. Каникулы в жизни детей — период накопления новых сил, здоровья, новых знаний, не стесненных школ программой. Каникулы — это разрядка накопившегося за время обучения напряжения. В это время можно многому научиться: кататься на самокате, плавать, играть в игры, найти новых друзей, раскрыть свой творческий потенциал. И здесь многое зависит от руководства взрослых. Именно мы продумываем программу действий, совместной деятельности, которая поможет детям самореализоваться.
Программа «Каникулы» актуальна и с успехом реализуется ежегодно. Изменяется наполняемость мероприятиями оздоровительная смена, в соответствие с возрастом, запросами детей; использование современных педагогических технологий, расширением материальной базы учреждения.
Оздоровительные смены на базе краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Спасский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» – это не только устоявшие традиции, присутствует идея свободного воспитания: добровольность участия детей в различных делах, свободный выбор ими занятий, вариативность деятельности с учетом индивидуальных интересов и способностей, уровня развития ребенка, конкретных условий работы.
Праздники в учреждении — это яркие моменты жизни детей, помогающие взглянуть на мир, на окружающих людей, почувствовать вкус к творчеству, проявить способности, объединиться со всеми в радости.
Мероприятия направлены на создание хорошего настроения у детей. А для хорошего настроения нужны интересные дела и чтобы никто не был ущемлен. Поэтому, организуя праздники, мы заботимся о том, чтобы они были творчески неповторимыми, чтобы детям было хорошо, комфортно, интересно, чтобы содержание мероприятий обогащало ум и душу, чтобы праздники объединяли детей и взрослых в единый коллектив.
Цель программы: профилактика безнадзорности несовершеннолетних в каникулярное время.
Основные направления реализации программы:
- оздоровительно-профилактическое,
- психолого-педагогическое,
- социально-творческое.
Программа направлена на повышение эффективности оздоровления в каникулярный период детей младшего, среднего и старшего школьного возраста следующих категорий:
- из многодетных семей;
- из малоимущих семей;
- опекаемые;
- из семей группы риска;
- дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Дети получают весь комплекс реабилитационных услуг: медико-социальных, психолого-педагогических, спортивно-оздоровительных, социально-творческих.
Программа предусматривает: проведение медицинских профилактических осмотров детей; проведение витаминотерапии; организация 5-ти разового питания; закаливающие процедуры; индивидуальные и коллективные мероприятия: беседы, игры, тренинги, развлечения, праздники, спортивные состязания; использование оборудования комнаты психологической разгрузки.
Механизмы реализации программы:
Сроки — летнее каникулярное время.
Режим работы — круглосуточно.
Программа «Каникулы» предназначена для детей 6-17 лет. Программа реализуется старшим воспитателем, воспитателями, медицинской сестрой, врачом-педиатром, педагогами-психологами, инструктором по труду, музыкальным руководителем.
Ресурсное обеспечение программы:
- материальная база: спортивная площадка, площадка для игр, музыкальная гостиная, кабинет педагога-психолога, комната психологической разгрузки, столовая, спальные комнаты, игровые комнаты, процедурный кабинет, методический кабинет.
Структура оздоровительной смены
Вся жизнь учреждения основывается на организации оздоровительной смены. Оздоровительная смена должна быть эмоциональной, насыщенной, разноплановой и имеющая общую идею. Используемые формы и методы зависят от возраста, психологических особенностей детей.
Традиционно в структуре оздоровительной смены выделяют три периода: организационный (вводный), основной и итоговый (заключительный), каждый из которых позволяет решать комплекс задач воспитательной и оздоровительной деятельности лагеря. Дополнительно выделяют два периода: подготовительный (время до заезда в лагерь – подготовка вожатых-воспитателей к встрече с детьми) и итоговый (анализ и подведение пройденной оздоровительной смены).
Во время подготовительного периода, помимо проведения консультаций и практических занятий для педагогического состава, хорошо проводить анализ опыта оздоровительного лагеря на базе учреждения за прошедший год. На методическом заседании или педагогическом совете дается максимум разнообразной информации о работе других оздоровительных лагерей, обсуждается проект плана оздоровительных смен, и принимается решение, по каким направлениям будет вестись работа в каждую оздоровительную смену. Проводится тестирование педагогов, чтобы узнать, насколько человек готов к работе с детьми.
Тест «Педагогическая направленность»
Необходимо указать, согласны или не согласны Вы с перечисленными утверждениями
- Я проявляю активное участие в судьбе других.
- Когда меня знакомят с человеком, я пытаюсь понять, что он за личность.
- Каждый человек имеет право на свою точку зрения.
- У меня часто возникает желание заняться неизвестным делом, которое на данный момент абсолютно не знаю.
- Каждому человеку надо дать возможность проявить себя.
- Дети нуждаются в заботе гораздо больше других.
- Дети вправе сами решать с кем дружить.
- Мне понравилось бы открывать младшим что-то новое.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Я получаю удовольствие от освоения нового:
- Я стремлюсь изучать себя.
- Я всегда оставляю время для своего развития, как бы ни был занят.
- Я хотел бы быть более добрым и отзывчивым, чем я есть.
- Я люблю работать с детьми.
- Твердые знания моих интересов могут существенно облегчить жизнь человеку.
- Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
- Внутренний мир каждого человека очень интересен и богат.
- В споре я внимательно выслушиваю аргументы противника.
- При правильном воспитании у человека можно развить высокий уровень нравственности и морали.
- Каждый по-своему талантлив, надо только создать условия для проявления таланта.
- Если ребенок на улице плачет, я остановлюсь, чтобы утешить и помочь ему.
- Внутренний мир детей богаче, чем у взрослых.
- Я осуждаю людей, которые кричат и бьют детей.
- Если у ребенка что-то не получается, я без раздражения буду помогать ему снова и снова.
- Дети умеют гораздо больше, чем думают взрослые.
- Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
- Я анализирую свои чувства и опыт.
- Я хотел(а) бы знать и уметь гораздо больше, чем я знаю и умею сейчас.
- Я хотел(а) бы больше стремиться быть среди людей в центре внимания.
- Свои творческие способности я мог (ла) бы реализовывать в педагогической деятельности.
31.Основная задача педагога передать ребенку свои знания.
Саморазвитие и самореализация—10,11,12,13,26,27,28,29.
Реализация в педагогическом труде —14,30.
Предметная направленность — 15,31.
За ответ «да» на вопрос — 1 балл. Количество баллов говорит о степени готовности к работе вожатым-воспитателем.
Периоды оздоровительной смены
Организационный период
Это первые 3—5 дней смены — время адаптации детей и взрослых к новым условиям жизни, освоение территории и знакомство с окружением, ввод в игру, осуществляется начальное сплочение временного детского коллектива. Это чрезвычайно ответственный период в жизни временного детского коллектива и всего лагеря, когда идет процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью, режимом дня. Именно от того, как пройдет этот период, какой настрой получат ребята, зависит успех смены. Главное — не давать ребятам скучать. Необходимо одновременно решать множество разнообразных задач, отвечать на самые непредвиденные вопросы.
В организационный период необходимо правильно спланировать проведение важных мероприятий. Первые часы в лагере заполняются не очень интересными, но важными для детей делами: распределение их по отрядам, расселение по комнатам, уточняются списки и проводятся игры на знакомство. Дети знакомятся с законами и традициями лагеря, изучают режим дня. Несмотря на все приготовления к первому дню, помните — полностью запланировать первый день и правильно выбрать мероприятия практически невозможно, поэтому в арсенале вожатого-воспитателя всегда должны быть несколько вариантов продуманных, сориентированных конкретных детских мероприятий. Если в отряде больше веселых и активных детей — значит больше подвижных игр и творческих заданий. А если преобладают спокойные дети — подготовить задания, не требующие большой активности, но не исключать какое-нибудь отдельное подвижное и интересное занятие.
Основной период
Основной период смены — период личностной самореализации ребенка. Главный момент этого временного отрезка — поиск видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал ребенка.
Особенности деятельности воспитателя в основной период
Основной вид деятельности вожатого-воспитателя: работа с группами ребят по организации отряда. Чтобы процесс деятельности в отряде был быстрым и простым необходимо предоставить ребятам больше самостоятельности в организации своей жизни в лагере.
Основными формами работы, которые соотносятся непосредственно к задачам основного периода, являются:
- Индивидуальные и групповые виды деятельности различной направленности (трудовые, спортивные, познавательные, досуговые, прикладные, патриотические, образовательные).
- Отрядные дела, огоньки, беседы, ежедневная рефлексия.
- Для корректировки межличностных отношений нужно проводить мероприятия, влияющие на отношения между мальчиками и девочками, а также, влияющие на отношения между старшими ребятами и малышами.
- Мероприятия, в которых ребенок может реализоваться.
В основе организации основного периода лежит тематическая программа, которая включает в себя спортивные, интеллектуальные игры, конкурсы, праздники, встречи:
«Праздник твоего имени», «Все в поход!»- экологическая прогулка, «Дорожный патруль» мероприятие по ПДД, «Вопросы на засыпку» музыкальный марафон, «В мире спорта и сказки» — спортивный праздник, «Здравствуй, школа!» интеллектуальная игра, «В сердце ты у каждого» — патриотическая программа и др. В 2013 году в учреждении педагоги и дети включены в проектную деятельность по теме «Театр как средство нравственности и духовности воспитанников», поэтому одна из оздоровительных смен активно была включена в проект. Совместная деятельность взрослых и детей позволила реализовать театральные постановки «Балда на дороге» по правилам дорожного движения, «Здоровье в саду и на грядке», «Приключения веселых пирожков» инсценировка, «Волшебная сметана» кукольный театр и др.
Итоговый период
Итоговый период — это заключительный период смены (2-3 дня), период подведения итогов, проверки того, что узнали дети, чему научились, и что их порадовало. Заключительный период посвящается творческому отчету в отряде и в лагере. Организуются выставки поделок, фотогазет, отрядных газет. В лагере подводятся итоги конкурсов, линейки посвящаются награждению детей. Оздоровительная смена завершается заключительным ярким мероприятием, каждый ребенок получает небольшой, но памятный подарок.
В конце смены нередко проводятся творческие дела, направленные на подъем настроения, снятия усталости и напряжения после дней, наполненных постоянной деятельностью.
Именно в этот период педагог должен быть особенно внимательным к каждому ребенку, заботясь о том, чтобы доброе слово было сказано в адрес каждого ребенка, чтобы каждый уехал с хорошим настроением и желанием приехать сюда еще раз.
В заключительный период используем формы работы, направленные на демонстрацию достижений, умений ребят:
— творческие отчеты;
— выставки, ярмарки;
— награждение;
- показательные концерты детей;
- торжественная линейка закрытия лагерной смены;
- прощальные огоньки;
- подготовка помещений, территорий, оформления к приему детей следующей смены.
Задача итогового периода: подвести итоги, поговорить с ребятами, о том, как они изменились, в чем стали лучше, дети делятся своими впечатлениями, дарят друг другу подарки, которые сделали своими руками. Сообща оформляют пожелания детям следующей смены.
Формы подведения итогов оздоровительной смены
- Анкетирование:
- Фамилия, имя
- Самое яркое впечатление за эти дни у меня:
- Из дел, проведенных в лагере, мне больше всего понравилось…
- Несколько слов о вашем отряде…
- Чем чаще всего ты занимался?
- Мои впечатления о лагере…
- Если бы я был вожатым, то я …
- Хочу пожелать «Теплому дому»…
- Пожелание ребятам следующей смены…
- Хотел (а) бы приехать еще раз?
- Выбор
Детям-подросткам предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
3 балла — согласен
2 балла — трудно сказать
1 балл — не согласен
- Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
- В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
- У нас хорошие вожатые.
- Ко всем взрослым в нашем детском лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
- У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
- В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
- У меня есть любимые занятия в детском лагере.
- Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности подростков (У) является частное от деления суммы баллов всех ответов подростков на общее количество вопросов:
У= общая сумма баллов
общее количество вопросов
Если У > 3 — высокая степень удовлетворенности,
если 2 < У < 3 — средняя степень удовлетворенности,
если У < 2 — низкая степень удовлетворенности подростков.
- Методика опросника.
Детям дается задание: написать, по их мнению, в детском лагере (отряде) хорошо или что-то плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученного с помощью этой методики позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений, настроение, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
4.Анкета
ФИ ______________________________________ возраст _________________
В какой степени тебе понравилось принимать участие в «Сказочной стране»?
Очень понравилось | |
Понравилось | |
Затрудняюсь ответить | |
Не понравилось | |
Совсем не понравилось |
Хотелось бы тебе еще раз принять участие в таком путешествии по «Сказочной стране»?
Да | |
Скорее да, чем нет | |
Затрудняюсь ответить | |
Скорее нет, чем да | |
Нет |
Какие новые способности ты раскрыл(а) в себе в «Сказочной стране»
Творческие (артистические) | |
Спортивные | |
Организаторские | |
Затрудняюсь ответить |
Насколько интересно был организован твой отдых? Оцени по 10-бальной шкале. Что для тебя было самым интересным?
Открытие смены | |
Оформление отрядного уголка | |
Сказочные театрализованные представления | |
Участие в конкурсах, играх | |
Спортивные мероприятия (утренняя гимнастика) | |
Занятия и беседы на жизненно важные темы | |
Попробовать свои способности в новых видах деятельности | |
Закрытие смены | |
Другое, что именно: |
Твои предложения по проведению отдыха в летний период: __________________________________________________________________
Ожидаемые результаты:
- Оздоровление воспитанников в результате закаливающих процедур,
укрепление их здоровья по средствам профилактических мер
- Социально-бытовая адаптация:
- приобретение новых умений и навыков по самообслуживанию;
- формирование и приобретение коммуникативных навыков;
- коррекция эмоционально-волевой сферы.
- Развитие творческих способностей детей, участвуя в конкурсах и мероприятиях творческого характера, детской самостоятельности.
- Повышение общей культуры воспитанников, привитие им социально-нравственных норм, расширение кругозора
Учебно-тематический план программы:
Смена | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1 смена (июнь) | 21 | 9 | 12 |
2 смена (июль) | 21 | 7 | 14 |
3 смена (август) | 21 | 9 | 12 |
Всего: | 63 | 25 | 38 |
Содержание программы:
1 смена (июнь)
Сроки | Тема мероприятия |
1 день | — Инструктаж с детьми по ТБ и жизнедеятельности в учреждении
– Праздник ко Дню защиты детей «1 июня – ПРАЗДНИК ДЕТСТВА» |
2 день | – «Полезен ли загар?» — беседа |
3 день | – «Зебра на каникулах» — игровая программа по ПДД |
4 день | – Игровая программа «Игровой калейдоскоп» |
5 день | – «Мы вместе» тренинг
– «Путешествие по тропинкам Приморья» викторина |
6 день | – «Путешествие на остров Буян» игровая программа
– «Сказки А.Пушкина» — выставка рисунков |
7 день | – «Спортивный калейдоскоп» состязания и эстафеты |
8 день
|
– «Кто хочет стать Волшебником?» праздник труда
– «У меня растут года…» выставка рисунков |
9 день | – «Дружба крепкая» конкурсная программа |
10 день | – «Незнакомец». Инструктаж.
— Конкурс рекламного плаката «Мы за ЗОЖ». |
11 день | – «День рыбака» развлечение |
12 день
|
— «Правила безопасности при общении с животными» Инструктаж.
— «Мой адрес – Россия» презентация |
13 день | – «Подарок другу» — поделки из бросового и природного материала |
14 день | – «Жалобная книга природы» познавательное мероприятие |
15 день
|
– Занятие в психологической комнате разгрузки
— «Самый умный» конкурс загадок |
16 день
|
– «Брейн-ринг» познавательная игра по творчеству С.Я.Маршака
– Выставка рисунка по творчеству С.Я.Маршака |
17 день | – «Все в поход!» экологическая прогулка по территории учреждения
— Минутки здоровья «Гигиена тела» |
18 день | – «Мой папа самый лучший» конкурсная программа
— «Наши замечательные папы» выставка рисунков |
19 день | – «Как отказаться от вредных привычек?» — занятие в тренинговом режиме
— «Нескучная газета» игровая программа |
20 день | – «Праздник твоего имени» — конкурсная программа. |
21 день | – «Сказка-ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» конкурсная программа |
2 смена (июль)
Сроки | Тема мероприятия |
1 день | — Инструктаж с детьми по ТБ и жизнедеятельности в учреждении. Знакомство. Оформление группового уголка |
2 день | – «Гости из Простоквашино» развлечение открытия смены. |
3 день | – «Колобок» сказка на знание ПДД. Час чтения, викторины. |
4 день | – Игровой сеанс. Викторина «Личная безопасность» |
5 день | – Праздник Нептуна. Теннисные баталии. |
6 день | – «День семьи, любви и верности» Презентация истории праздника. |
7 день | – «Рыбацкие истории» развлечение. Конкурс плакатов «Защити природу» |
8 день
|
– Инсценировка «Сказка о ленивом Емеле».
Инструктаж по ППБ. |
9 день | – «Праздник шоколадный» развлечение. |
10 день | – Детская спортивная олимпиада.
Выставка детского рисунка «Ах, лето!». |
11 день | — «Номера экстренных телефонов». Инструктаж. |
12 день | – Беседа «Микробы и вирусы». |
13 день | – Спортивно-экологический праздник. |
14 день | – Арт-мастерская «Самый позитивный смайлик».
— «Школа поварят» изготовление винегрета. |
15 день
|
– Социальная акция «Не держи зла, держи улыбку».
— Психологические игры «Цветные ладошки». Презентация стены «Оставь свой след». |
16 день
|
– Игровой тренинг «В краю хорошего настроения».
— Беседа о пользе смеха. Сказкотерапия «Сила улыбки». КТД «Море улыбок» |
17 день | – Сказкотерапия «Сказка о грубом слове «Уходи»
– «Спички детям не игрушки». Инструктаж по ППБ. |
18 день | – «От улыбки хмурый день светлей» — развлечение
– «Радужное настроение» конкурс рисунков на асфальте. |
19 день | – «Всё наоборот» конкурсная программа |
20 день | – Развлекательная программа «Танцы народов мира»
– «Школа мяча» спортивные игры с мячом |
21 день | – Праздник здоровья.
– Беседа «Питание и ребенок». |
3 смена (август)
Сроки | Тема мероприятия |
1 день | – Инструктаж с детьми по ТБ и жизнедеятельности в учреждении. Оформление группового уголка
– «Следствие ведут Колобки» познавательная игра |
2 день | – «Встреча с незнакомцем» занятие-инструктаж
– Разгадывание кроссвордов, ребусов. |
3 день | – Развлечение «Улыбка». |
4 день | – Экологический калейдоскоп.
– Акция «Чистый двор». |
5 день | – Поле чудес «Правила дорожного движения».
– Настольные игры «Правила маленького пешехода». |
6 день | – Конкурсная программа «Страна по имени Текстиль»
– Час общения «Прекрасно там, где пребывает милосердие» |
7 день | – Спортивные игры. |
8 день
|
– Викторина «Путешествие по тропинкам Приморья».
– В мире мудрых пословиц. |
9 день | – Занятие в психологической комнате разгрузки.
– Игра по станциям «Сладкое дерево». |
10 день | –- «Праздник мыльных пузырей». |
11 день | – Игра-соревнование по мотивам сказки «Репка». |
12 день
|
– Познавательно-игровая программа «ЗОЖ».
– Выставка детского рисунка «В здоровом теле – здоровый дух»!». |
13 день | – Праздник Левши. |
14 день | – Праздник «Медовый Спас». |
15 день | – Занятие в комнате психологической разгрузки. |
16 день
|
– Викторина «Осторожно, огонь!». Инструктаж.
– Конкурс плакатов по ППБ. |
17 день | – Психологическая игра для будущих первоклассников «Ням-ням и его друзья». |
18 день | – Конкурсная программа «Суперчитатель». |
19 день | – Развлечение «Яблочко наливное». |
20 день | – Конкурсная программа «Ах, картошка, объедение». |
21 день | – Встреча для родителей будущих первоклассников «Цветы нашей жизни».
— Праздник, посвященный Дню знаний «Скоро в школу». |
Список литературы
- Белянина О. В., Галкина О. М., Рог В. Е. Программа, Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, № 7/2010.
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011.
- Тартышная М. А. Все лучшее – впереди/ социально ориентированные формы работы со школьниками/ М. А. Тартышная. – Ростов н/Д., 2016.
- «Педагогика временного детского коллектива», учебное пособие. — Владивосток, 2012.
- «Пути развития системы детского отдыха». Материалы НПК в рамках встречи руководителей и организаторов детского отдыха регионов Сибири и Дальнего Востока, ВДЦ «Океан». – Владивосток, 2003.
- «Здравствуй, лето!» С. В. Титов. – Волгоград, 2011.
- «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград, 2013.
Приложение
Отрядный уголок
Детей всегда интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они читать остроумные советы от вожатых, сравнить оценки за чистоту в комнате (экран чистоты), узнать, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и т.д. Поэтому местом сосредоточения всей информации должен стать отрядный уголок —информационный стенд. Также он призван развивать активность ребят, расширять и помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Информационный стенд — это место, где постоянно работает отряд, представлены успехи и победы, отражается фантазия, изобретательность, мастерство ребят — это своеобразная газета.
Некоторые советы:
- Оформление уголка должно соответствовать названию отряда и возрасту детей;
- Отрядный уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность может занимать всю стену отряда. Самое главное — в большей степени уголок должны делать дети (если дети очень маленькие, можно ограничиться незначительными элементами с их стороны). Воспитатель должен принимать в основном руководящее и направляющее участие.
Как правило, в первые дни делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети могут разобрать уголок по частям на память.
- В отрядном уголке могут быть оформлены следующие рубрики:
- информация о лагере, о вожатых, адрес лагеря;
- законы и традиции лагеря;
- пожелания ребят прошлой смены;
- легенды лагеря, песни;
- ежедневная рефлексия;
- план оздоровительной смены и др.
Название отряда, девиз
Всем детским коллективом необходимо выбрать название, девиз отряда. Они должны:
- соответствовать возрасту детей;
- быть содержательными;
- быть удобно произносимыми;
- отражать общие интересы детей, их общую особенность, стремления.
Например, оздоровительная смена «Сказочная страна» название, девиз отрядов:
«Лучики» — младший отряд
Девиз: Мы лучики веселые,
Яркие и клеевые.
Мы хотим всегда светить,
Чтобы лучше было жить.
Речевка: Выйдет солнце из-за тучи,
Победит команда «Лучик».
«Девчата» — отряд девочек
Девиз: Без девчат, как без воды,
Ни туды и ни сюды.
Речевка: Раз-два, три-четыре,
Три—четыре, раз-два.
Кто шагает дружно в ногу,
Уступите нам дорогу.
Кто девчатам друг всегда?
Солнце, воздух и вода!
«Богатыри» — отряд мальчиков
Девиз: На лбу бывали шишки,
Под глазом – фонари,
Уж если мы – мальчишки,
То мы – богатыри!
Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога.
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага!
Речевка: Друг за друга мы горой,
Таков обычай боевой!
«Черные коты» — отряд девочки и мальчики (мл. шк.)
Девиз: Вперед коты, трубой хвосты,
Не смейте обращаться к нам на ты!
Речевка: Каждое утро с улыбкой встречай,
Если товарищ, в беде выручай.
Торжественное открытие оздоровительной смены 201… года
Цель: настроить детей на эмоциональный, здоровый отдых.
Ход мероприятия
Звучат в записи музыкальные произведения на тему «Лето». Звучит фонограмма: фанфары.
Ведущий 1
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады видеть вас на открытии летнего оздоровительного лагеря «Теплый дом».
Ведущий 2
И пока здесь реют флаги.
Ну, а жителей — не счесть!
Отряды, все на параде
Отвечайте дружно!
Дети
Здесь!
Идет сдача рапортов.
Ведущий 1
Каждый год мы в «Теплом доме»
Собираемся, друзья,
Мы играем, отдыхаем
Не проводим время зря.
Ведущий 2
В центре нашем классно!
Здесь мы любим отдыхать!
Мы в походы ходим часто,
Любим мы в футбол играть.
Ведущий 1
На спортплощадке зажигаем
Любим танцы, любим смех,
И на шоу выступаем.
Ждет нас здесь всегда успех!
Дети исполняют песню «Детство»
Ведущий 2
В «Теплый дом» я пришла,
Ты приехал – хорошо!
У нас лучшие сотрудники!
С педагогами повезло!
Исполняется хоровод «Шире круг».
Реб.1
Ничего на свете лучше нету,
Чем приехать в Центр на лето.
Солнце нам почаще улыбайся
На всю смену оставайся.
Реб. 2
Мы свои таланты здесь раскроем,
Хоть ходить и будем общим строем.
Укрепим здесь силы и здоровье,
Центр встречает нас с любовью.
Выходит Лето.
Лето
Я очень рада встрече с вами. Я приглашаю всех поиграть в стихи-путешествия. Я буду придумывать стихи, а в конце стихотворения вы сами сможете сказать, куда мы попали. Рифма вам подскажет. Готовы?
Если дует ветер теплый, хоть и с севера,
Если луг – в ромашках и колючках клевера,
Все в природе расцвело, роща зеленью одета,
Это значит, что пришло…
Что пришло, ребята?
Дети
Лето!
Лето
Если будет трудно в пути,
Мы пойдем в обход.
К каждой задаче найдем подход.
Нас приключений страна зовет,
Мы отправляемся в …
Дети
Поход!
Лето
Лето наступило, можно отправляться в поход.
Путешествовать летом – так здорово!
Собирайтесь быстро, дружно:
Стыд – неряхою прослыть!
И в рюкзак свой все, что нужно,
Не забудьте…
Дети
Положить!
Ведущий 1
Ребята, а что нужно положить в рюкзак, когда идешь в туристический поход? Только хором не кричите. Сейчас мы устроим соревнование. Вы называете предметы, необходимые в походе. А я каждый раз считаю до трех. Если после счета «три» новый предмет не будет назван, тогда тому, кто назвал последний предмет, я вручу приз.
Проводится игра-соревнование.
Лето
А вот еще загадка.
С песнею идет отряд,
Ветерок колышет флаги,
Горны звонкие трубят
Это дети едут …
Дети
В лагерь!
Лето
Вот автобус подошел,
Слез шофер, потрогал шины.
Ну, ребята, торопись,
Залезай скорей в …
Дети
Машину!
Ведущий 2
Поехали! Наш автобус, как резиновый, всех способен вместить!
Проводится веселая игра «Резиновый автобус».
Дети стараются поместиться в сравнительно небольшой круг, сделанный из резиновой ленты. И такой веселой гурьбой они передвигаются за ведущим по площадке.
Лето
А по дороге в лагерь давайте заедем в лес.
Мы в лесу. Как здесь чудесно!
Что грибы в лесу растут,
Вам, конечно, всем …
Дети
Известно!
Лето
Так вы сказали, что знаете грибы. Тогда отгадывайте загадки.
В лесу на лужочке – гнилые пенечки,
А на каждом из них – много братьев лихих.
Дети Опята!
Лето
У меня нарядный вид,
Но я очень ядовит.
Я сигналю всем в округе:
Брать меня не надо в руки!
Яркий, будто светофор,
Называюсь …
Дети Мухомор!
Лето
Есть старуха вредная:
На ней шляпа бледная,
На чулке шерстинки,
Вокруг ворота –
Пораспорото.
Кто к ней прикоснется,
Тот не проснется!
Дети Бледная поганка!
Лето
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я …
Дети Подосиновик!
Лето
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Золотистые …
Дети Лисички!
Лето
А теперь быстро мне скажите, сколько в нашем лукошке оказалось съедобных и несъедобных грибов? Правильно, мухомор и бледная поганка – ядовитые грибы, их надо выбросить из нашей корзинки.
Ведущий 1
А что, ребята, здорово жить в лагере возле речки, леса?
Мы встаем чуть свет, мы снасти возьмем.
Извилистой тропкой к речке пойдем.
А на крючке червячок для приманки.
Себе пожелаем удачной …
Дети Рыбалки!
Проводится игра «Ловись, рыбка»
Ребятам на пояс (по одному человеку из отряда) сзади (как хвостик) крепят длинную нитку. К концу нитки прикрепляется «рыбка» — карандаш. Дети стараются опустить «рыбку» в бутылку.
Ведущий 1
Отличная была прогулка!
Вдруг со свистком, в ластах, с ведром (пластиковой бутылкой) воды выходит Водяной.
Водяной
Все ли готовы, все ли собрались?
Русалки здесь?
Кикиморы болотные, водяные, черти, рыбаки?
Я – вечный Водяной, как положено, по традиции раз в году, в жаркий летний день, пришел к ребятишкам, чтобы поприветствовать всех, кто любит воду, кто не может обойтись без воды, наградить любителей воды и покарать тех, кто с водой не дружит!
Прежде чем вы станете «теплыми домовятами», пройдите обряд посвящения.
Идет и брызгает на детей воду.
Это не простая вода!
Вы не будете меня огорчать?
Будете умываться по утрам и вечерам?
Будете руки мыть с мылом?
Поклянитесь, и вы станете настоящими «теплыми домовятами»:
Клятва детей оздоровительного лагеря
Я, член детского оздоровительного лагеря
Клянусь свято чтить традиции своего отряда,
Примерно вести себя на территории лагеря,
Играть, танцевать, загорать, все съедать!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Если я нарушу эту клятву, то пусть:
- меня навсегда лишат сладостей и мороженого;
- порвутся мои любимые джинсы;
- запутаются шнурки на кроссовках;
- высохнет река на нашей речке Кулешовке;
- проиграет моя любимая футбольная команда.
Выходят начальник лагеря со свитой воспитателей и сотрудников учреждения.
Ведущий 2
Вот молодцы, ребятки! Спасибо! Порадовали нас!
Вижу: славные вы ребята. Весело в лагере будет!
А взрослые, которые будут всегда рядом с вами, тоже хотят произнести клятву:
Клятва сотрудников
Ребятам в лагере поможем всегда!
Нас не пугает проблем чехарда!
Клянемся детей не пугать никогда!
Только слегка пожурить иногда!
Будем спокойны, как в речке вода!
Мудрыми будем, как в небе звезда!
Будем вставать по утрам в холода,
Чтобы успеть и туда и сюда!
Когда завершится лагеря пора,
Вместе с ребятами заскучаем тогда!
Клянемся! Клянемся! Клянемся! Произносят все сотрудники.
Ведущий 1
Очень хочется вас познакомить с теми, кто работает в нашем лагере.
Ведущие по очереди называют сотрудников.
Ведущий 2
Лагерь, внимание! Под государственный флаг Российской Федерации смирно! Государственный флаг Российской Федерации поднять! Равнение на флаг!
Поднятие флага по флагштоку.
Оздоровительная смена лета 201… года считается открытой!
Лето
Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь, жизнь в нашем лагере будет такой же увлекательной. До новых встреч! Дети расходятся по отрядам.