postheadericon Право имею

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«Спасский социальнотационный центр

для не

Программа

 «Право имею»

(профилактика насилия и жестокости)

 

Составители:

Е.А. Абрамова  специалист  по социальной работе,

О.С. Щербина социальный педагог.

г. Спасск-ДальнийлоготипПояснительная записка

  1. Актуальность

     Жестокость по отношению к детям на протяжении многих веков являлась нормой    для общества. Во многих ранних культурах убийство детей было приемлемым методом планирования семьи либо способом избавления от слабых недоношенных или больных. На протяжении длительного времени дети были собственностью, «движимым имуществом» родителя, который обладал абсолютным контролем над их жизнью и смертью. Осознание необходимости защищать детей от жестокого обращения стало появляться в западном обществе в середине 19 века.

Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребёнка имеет психологический, социальный, медицинский и правовой аспект, но до недавнего времени её изучению уделяли внимание лишь юристы и социальные работники. Но насилие, совершённое по отношению к ребёнку, по своим последствиям относится к самым тяжёлым психологическим травмам. В связи с этим следует отметить, что проблему насилия над детьми и подростками необходимо рассматривать с нескольких сторон – правовой, медицинской, психологической и социальной.

Нарушения, возникающие вследствие насилия, затрагивают все уровни функционирования ребёнка: познавательную сферу, аппетит и сон, возникает множество соматических жалоб, наблюдаются стойкие изменения личности, которые препятствуют самореализации ребёнка в будущем и возникают нарушения поведения – ранняя алкоголизация, наркотизация, непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении, аутоагрессивное поведение (самоистязание, суицид и пр.).

Пережитое в детстве насилие нередко приводит и к отдалённым последствиям, оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь жертвы, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения и «запускать» особые жизненные сценарии. Так, в большинстве случаев взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели неразрешенный опыт насилия в детстве.

В результате социально-экономических  изменений в последние годы произошло снижение уровня жизни у значительной группы населения, не нашедшей достойное место в новых условиях, что породило серьезный феномен «социального сиротства». И в большей мере  пострадали дети, как наиболее уязвимая, незащищённая часть населения, дети родителей, лишённых родительских прав.

Как показывает опыт, воспитанники центра имеют негативный  семейный опыт межличностного общения, асоциального поведения.

На сегодняшний день существует острая необходимость в активизации работы по формированию здорового образа жизни, развитию конструктивных  межличностных отношений и профилактике жестокого отношения к ребенку. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов и психиатров убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Такая помощь выступает в качестве вторичной профилактики жестокого обращения с детьми. Вторичная профилактика снижает риск повторного совершения насильственных действий в отношении пострадавшего ребенка и предупреждает возможность возникновения насилия со стороны ставшей взрослым человеком жертвы жестокого обращения над собственными детьми.

Жестокое  обращение с ребёнком – это все многообразия действий (и бездействий) со стороны взрослых, обязанных заботиться и опекать его, которые наносят вред физическому и психическому здоровью ребёнка и его развитию.

Определение жестокого обращения с ребёнком учитывает как  актуальное состояние ребёнка – тот вред, который нанесён ребёнку в данный момент,  так и то, как условия жизни ребёнка и обращения с ним могут влиять на здоровье, дальнейшее развитие и его социальную адаптацию.

право имею   

Самое актуальное насилие в семье – это физическое насилие.

 

  1. Физическое насилие – это нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких телесных наказаний. Эти действия могут осуществляться в виде избиений, сотрясений, ударов (в том числе с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия), пощёчин, таскания за уши, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, виде укусов. Физическое насилие включает в себя лишение ребёнка еды в качестве наказания, приводящее к нарушению здоровья, вовлечение ребёнка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приёму отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребёнка.
  2. Сексуальное насилие – это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие, или которое нарушает социальные  (общественные) табу на семейные роли.
  3. Пренебрежение нуждами ребёнка. О пренебрежение нуждами ребёнка, или отсутствие заботы о нём, идёт речь, когда родители или замещающие их лица (включая учреждения длительного пребывания детей) не обеспечивают ребёнка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребёнка. Пренебрежение нуждами ребёнка не всегда вызывается бедность. Во многих неимущих семьях дети, дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, тем не менее чувствуют себя любимыми и защищёнными. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье.

Пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. – может оказаться очень опасным, особенно для детей с  хроническими заболеваниями, и также требовать вмешательства со стороны.

Пренебрежение нуждами ребёнка, как правило, носит непреднамеренный характер и чаще всего, связано с неспособностью родителей в силу различных причин осуществлять уход и заботу о ребёнке.

  1. Психологическое или эмоциональное насилие.

Психологическое насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребёнка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нём. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребёнка в тёмной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение  собственной несостоятельности. Эмоциональное насилие трудно доказать, многие авторы считают, что оно так широко распространено, что каждому человеку приходилось хоть раз переживать в семье или школе. Однако длительное переживание эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление могут оказывать серьёзное влияние на формирование личности ребёнка.

Характеристика ребенка пережившего насилие

Ребенок, познавший человеческое насилие и растущий в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремится изолироваться от общества и может проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Он отличается повышенной рассеянностью на занятиях и испытывает больше трудностей в обучении и воспитании по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свои эмоции и поведение и, не уверенно чувствует себя в обществе.

Чтобы избежать плохого отношения к себе ему нередко приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические черты и проблемное поведение. Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками.

Наиболее отчетливо у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с трудом различает эмоции взрослого, плохо дифференцирует их, имеет ограниченную способность понимать другого, себя.

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте является нарушение самостоятельности. Он с трудом представляет свое будущее, ориентирован только на ближайшее будущее- поступление в школу, учение.

Скудость, ограниченность чувственного опыта ребенка, воспитывающегося в атмосфере насилия, отрицательно сказывается на формировании его мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта.

Ребенок не имеет дома игрушек, книг, не знает никаких игр, поэтому не знает, как играть с игрушками, как играть в игры.

 

  1. Цель и задачи программы:

Цель: Защита прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников Центра, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, создать условия для уменьшения и ликвидации травматических переживаний, формировать у воспитанников идеалы, ценности и жизненные цели, способствующие гармоническому развитию личности.

Целевые группы Программы:  воспитанники, воспитатели, специалисты по воспитательной работе (специалист по социальной работе, педагог-психолог,  социальный педагог, медицинские работники, администрация).

Задачи:

  1. Определение у целевых групп способов и навыков собственного ненасильственного поведения.
  2. Познакомить воспитанников с системой правовых знаний и навыков их использования в юридически значимых ситуациях, связанных с проявлениями жестокости и насилия. Повышение уровня осознания собственной роли и ответственности в развитии ненасильственных отношений;
  3. Научить анализировать проблемные ситуации, связанные с проявлениями насилия, а также находить возможные пути их разрешения.
  4. Формировать установку на конструктивное общение с окружающим миром.
  5. Формирование представлений у воспитанников о перспективах жизни без насилия и жестокости.
  6. Воспитание здорового образа жизни.
  7. Основные направления реализации программы:

1 информационно-просветительская;

2 коррекционно-профилактическая;

 

Для реализации поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в Краевом государственном казённом учреждении социального обслуживания необходимо осуществлять по трём направлениям вместе с  педагогическим составом, родителями, детьми, социальными педагогами.

На  первоначальном и последующих этапах реализации программы предлагается проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.

 

  1. Формы и методы реализации программы.

— тематические занятия;

— час общения;

— беседы;

— час диалога;

— круглые  столы;

— тренинги;

— консультации  ( групповые, индивидуальные);

— интервью;

— тестирование, анкетирование;

— консилиумы;

— семейные советы;

— совместные праздники;

— метод свободных ассоциаций;

— метод « Незаконченные предложения»

— сетевая терапия;

—  целенаправленное вовлечение родителей в процесс школьного обучения: совместное посещение школы, беседы с учителями;

— сотрудничество с различными структурами и учреждениями города:

отдел социальной защиты населения г.о. Спасск – Дальний, департамент социальной защиты населения Приморского края,    учреждения здравоохранения,   ОДН УВД, инспекция по делам несовершеннолетних,  Территориальный отдел опеки и попечительства.

—  постреабилитационное сопровождение детей и  родителей.

 

  1. Ожидаемые результаты:

Реализация данной программы  позволит:

— создать пространство для повышения правовой компетентности педагогического  состава и воспитания детей;

— вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.

— разрешение проблем родителей и детей в разных сферах.

Воспитанники учреждения в процессе реализации программы

  1. Получат представления:
  • Об основных правах и обязанностях граждан Российской Федерации, некоторых нормах современного российского законодательства;
  • О принятых в обществе нормах и правилах поведения;
  • Об основных общечеловеческих и современных правовых ценностях, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
  • О причинах возникновения агрессии и конфликтов в межличностных и межнациональных взаимоотношениях.
  1. Смогут научиться
  • применять теоретические знания для оценки явлений действительности;
  • строить свои отношения с другими людьми с учетом нравственных, правовых и гуманистических норм;
  • уважительно относиться к закону и нетерпимо к произволу и злоупотреблениям, нести ответственность за свои действия;
  • осуществлять свой выбор среди различных систем ценностей.

 

Сроки реализации программы: 3 месяца, по 1 занятию в неделю.

право имею2

  1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
  2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в воспитании детей).
  3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).
  4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в семье).

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

  1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).
  2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье).
  3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена).
  4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие).
  5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).
  6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами

 

Алгоритм работы социальной службы с неблагополучной семьей.

 

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

3й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями, составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.

 

 

Список литературы.

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.
  2. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Ювента», Институт Тренинга, 1999. —256 с
  3. Психологические программы развития личности  в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384с.
  5. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
  7. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.
  8. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  9. Артюхова, И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты / И.С. Артюхова. – Москва: Первое сентября, 2004. – 208 с.
  10. Грецев, А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецев. – СПб.: Питер, 2005 – 160 с.
  11. Крыжановская, Л. Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов / Л. Крыжановская. – Москва: Владос, 2008. – 123 с.
  12. Морозова, С.А. Методика преподавания права в школе / С.А. Морозова. – Москва: Новый учебник, 2002. – 224 с.
  13. Подросток: трудности взросления. Книга для психологов, педагогов и родителей. 2-е издание, дополненное. – СПб.: Питер, 2008. – 280 c.
  14. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы. Конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2007. – 120 с.
  15. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие / Под ред. И. Соковни. – Москва: Просвещение, 2005. – 107 с.
  16. Торхова, А.В. и др. Профилактика противоправного поведения учащихся // А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: НИО, 2009. – 112 с.
  17. Конвенция о правах ребёнка
  18. Алоева М.А. // Классные часы в 5-7 классах / Ростов на Дону/ Феникс, 2004
  19. Кодексы и Законы Российской Федерации. – СПб.: ИГ«Весь», 2007

Приложение.

Перспективное планирование работы по программе «Право имею»

№ п/п Тема Цели и задачи Методы и приемы Материалы и оборудование
1.  «Знакомство».  Создание доверительной атмосферы между детьми.Принятие групповых правил, снятие эмоционального напряжения. игротерапия, беседа, упражнения.  Особого не требуется
2.  «Какой Я».   Самопознание участников, диагностика воспитанниками своих индивидуальных особенностей.Принятие групповых правил, дать возможность детям раскрыться. беседа, упражнение-игра.  Мяч
3. «Принятие себя»  Развитие способности адекватно и наиболее полно познать себя и других людей;помочь преодолеть психологические барьеры, мешающие принять себя и

уважительно относиться к себе;

формулирование правил уверенного поведения и тренировка навыка их соблюдения.беседа, ролевая игра, индивидуальная работа. Особого не требуется4. «Общение в жизни человека» Развитие у детей навыков уважительного общения с взрослыми и сверстниками. диалог с элементами тренинга. Подготовительный этап: подготовить памятки с правилами общения, карандаши и листы бумаги5.«Что значит быть порядочным человеком». Формирование ценностного отношения воспитанников к нравственной категории «порядочность»беседа с элементами дискуссии комбинированная.Материл: бумага, фломастер, скотч, полоски (1/2А-14) 6. Обсуждение с воспитанниками, что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека.беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикумабумага, фломастер,7.«Право быть ребёнком». Формирование у воспитанников общее представление об ООН и принятых ею документах, ознакомление воспитанников с Конвенцией ООН о правах ребёнка.Занятие с элементами дискуссии. табличка с названиями основных прав детей,бумага, фломастер8.«Путешествие в страну Законию». формирование представлений воспитанников о Конституции как об основном законе Российской Федерации, правах и обязанностях гражданина России.час общения с элементами игры Плакаты с двумя государствами9.«Как совесть Незнайку мучила» сформировать представление воспитанников об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».час- рассуждение. Особого не требуется10.«Делать добро спешите» Поразмышлять с воспитанниками о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.беседа-размышление. бумага, фломастеры11.«Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

 Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта. Ситуативный практикум.Карточки-задания, листы в форме облака, солнце.12.«Право имею!» Ознакомление воспитанников с Декларацией о правах ребёнка.Помочь детям осознать свои права и обязанности в обществе.

Формировать гражданскую позицию

Воспитывать чувство справедливости и ответственности перед окружающими.беседа-размышление. Книга «Мои права»

 социального учреждения  определяют  следующие этапы в работе с семьей « группы риска»:

 

Print Friendly, PDF & Email
Форма обратной связи

 Если вы хотите задать вопрос или оставить пожелание, заполните форму ниже. Мы обязательно с вами свяжемся.

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

×
Правовая помощь несовершеннолетним

Дорогой друг!
Внимательно прочитайте вопросы и отметьте правильные ответы.
Заранее благодарим за участие в анкетировании!

1. Сколько тебе лет?
А) с 7 лет до 10 летB) с 11 лет до 14 летС) с 15 лет до 18 лет
2. Ваш пол
А) мужскойБ) женский
3. Место жительства
А) городБ) село
4. Знаешь ли ты свои права?
А) знаюB) не знаюС) частичноD) затрудняюсь ответить
5. В каких документах говорится о правах детей?
А) Конвенция о правах ребенкаB) Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновленияС) Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"D) во всех перечисленных документах
6. Откуда ты получаешь информацию о своих правах?
А) в школе от учителейB) от друзейС) родителейD) в ИнтернетеE) через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение)
7. Нарушаются ли твои права?
А) даB) нетС) иногдаD) затрудняюсь ответить
8. Какие права ты считаешь самыми главными?
А) право на образованиеB) право на охрану здоровьяС) право на уважение взглядовD) право на участие в общественной жизниE) все права
9. Кто чаще нарушает твои права?
А) родителиB) учителяС) сверстникиD) представители законаE) затрудняюсь ответить
10. Кто несет основную ответственность за твое воспитание?
А) школаB) родителиС) государствоD) затрудняюсь ответить
11. Знаешь ли, куда можно обратиться в случае нарушения твоих прав?
А) в полициюB) к родителямС) к классному руководителюD) в прокуратуруF) в отдел опеки и попечительстваG) органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних);J) все ответы верны
12. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, до какого возраста ты считаешься ребенком?
А) Пока не исполнится 16 летB) 14 летС) 18 летD) 12 летF) затрудняюсь ответить
13. Если взрослые принимают решения, затрагивающие твои интересы, ты имеешь право свободно выражать свое мнение?
А) даB) нетС) затрудняюсь ответить

Спасибо!

×
Top Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.