Народ, который не знает

своей культуры и истории, –

презренен и легкомыслен.

Карамзин.

              Традиции – это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.

         Усвоение традиций способствует формированию социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла.

            Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции посредством вхождения в годичный праздничный круг.

       Традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

         Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

       Народные традиции, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования быта.

         Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями. Через обряды передавался значительный объем знаний. Большою любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми

           В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с народной культурой, с народными традициями.

        В нашем  учреждении мы знакомим воспитанников с народными традициями  через участие их в организации и проведении национальных праздников.

         14 января мы провели познавательно-развлекательное мероприятие «Васильев день или Старый Новый год», целью которого было изучение русской народной традиции празднования Васильева дня, воспитание уважение к традициям русского народа.

     Во время предварительной работы при подготовке к празднику дети узнали о быте, о традициях, народных играх и обычаях празднования Васильева дня, сделали Рождественскую звезду, куклу-оберег Коляду.

        Праздник прошел с большим интересом дети участвовали в подвижных играх, играх–соревнованиях, пели колядки, разгадывали загадки. Детям очень понравилось принимать участие в этой зимней сказке, наряжаться на святках и колядовать. Они не перестают верить в чудеса, в Деда Мороза.

Все, и дети, и взрослые получили массу положительных эмоций, заряд бодрости и новые знания о русских народных традициях, ну и, конечно, небольшие, но полезные к школе подарки. Дети, которые принимали активное участие в подготовке к празднику, играли роли были особенно воодушевлены, сами подбирали себе костюмы, атрибуты к играм, организовывали хороводы.

    По завершению праздника некоторые из воспитанников поблагодарили меня за такой праздник и за возможность в нем поучаствовать, что говорит о большом положительном влиянии народных праздников на эмоциональную отзывчивость детей, формирование духовности.

         Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

 

Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! А самое главная наша задача – это передать и прочувствовать это все со своими детьми. Если сейчас каждый из нас хоть чуточку начнет ценить то, что мы имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия, чтобы все это сохранить, то нас ждет светлое будущее!

 Воспитатель  Остапенко Е.В.