Психологическая служба

КГБУСО «Спасский СРЦН

Страничка для ответственных взрослых

и всех, кто хочет ими стать

Экзамен не за горами… Стратегии управления стрессом.

Весна – время цветения, возрождения, романтики и…….экзаменов. Стресс и страхи сопровождают эту процедуру со стороны всех участников образовательного процесса. Поэтому на нашей страничке будут советы и для взрослых, и для ребят, сдающих экзамены.

В этот важный жизненный период наших детей нам взрослым необходимо быть с ними рядом и помнить, что ваш ребёнок успешно сдаст экзамен, если он:

  • Не находится в состоянии паники и стресса;
  • Владеет навыками эмоциональной саморегуляции;
  • Верит в свои силы;
  • Знает, что вы поддержите его;
  • Умеет учится;
  • Умеет эффективно распределять время;
  • Владеет базовыми знаниями и терминологией по предмету;
  • Умеет ясно выражать свои мысли
  • Внимательно читает задания и внимательно проверяет работу

Поэтому полезно:

  • Поверить в своего ребёнка.
  • Замечать его успехи, не скупиться на похвалу.
  • Не транслировать ребёнку свои страхи и тревожные предчувствия: ребёнок, каким бы взрослым он не казался, тонко чувствует эмоции родителей и не умеет от них полностью защищаться. Тревога, внешнее принуждение и негативные пророчества только навредят и не станут мотивирующим фактором. Тревожась сами, вы увеличиваете стресс ребёнка.
  • Спокойно разговаривать с ребёнком об экзаменах, выслушивать его опасения и предлагать решения, а не поучать.
  • Делиться опытом преодоления трудностей, рассказывать о том, как вы справляетесь со сложными для вас ситуациями.
  • Выдерживать страх, раздражение, усталость вашего ребёнка, иначе он научится скрывать от вас свои чувства.
  • Помочь ребёнку найти зону твёрдых знаний по предмету, если вас беспокоит его уровень знаний. Для этого есть простой способ «5 страниц»: откройте учебник по предмету на той странице, где ребёнок занимался месяц назад, и попросите его выполнить задания. Ребёнок должен выполнить как минимум половину заданий на странице самостоятельно. Если он не справляется, пролистайте ещё 5 страниц назад и снова проверьте его знания. Листайте учебник назад до тех пор, пока не увидите твёрдые знания – даже если страница, задания на которой он смог выполнить, в учебнике за прошлые годы. Именно с этой страницы и можно начинать корректирующие занятия. Для них не обязателен репетитор: надо решать по 5-10 заданий ежедневно, начав с тех, которые находятся в зоне твёрдых знаний
  • Добиваться от ребёнка ясного и развёрнутого изложения мысли. Если вы хотите, чтобы он умел чётко излагать свои мысли, не понимайте его «с полуслова», переспрашивайте, задавайте вспомогательные вопросы. Сами говорите чётко, развёрнуто, ясно, ведь чем богаче ваша речь – тем лучше речь ребёнка.
  • Попросить ребёнка сформулировать тремя предложениями основной смысл изученного на любом отдельном уроке. Это задание покажет степень понимания и усвоения содержания обучения ребёнком. Оно служит также и развитию аналитических навыков, способности к обобщению, речи, памяти. Лучше всего, если этот приём станет привычкой.

Для вас, ребята, у нас готовы

СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРАХОМ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ

  1. Придумайте стоп-слово или выражение. Если одолевает навязчивый страх «Я не сдам экзамен», придумайте слово или выражение, которое будет тормозить его развитие. Например: «Я подумаю об этом завтра», «Стоп! Хватит!». Ещё можно представить страх в виде образа, нарисованного на листе бумаги, мысленно сжечь его и развеять пепел по ветру, над морем или горами. Это отвлечёт от навязчивой мысли.
  2. Смените «пластинку». Переключитесь: сделайте зарядку, сходите на прогулку, позвоните другу, устройте генеральную уборку. Вы должны дать команду своему мозгу начать заниматься чем-то другим, выполнять новую задачу. И важно, чтобы было занято не только тело, но и мозг. А если вам вдруг подумается о том, как можно что-то делать, когда всё наперекосяк, вспомните, что вами владеет страх ума, а не реальный страх.
  3. Сыграйте другую роль. Вам нужно выучить новый раздел, времени до экзамена практически не осталось, и мысль об этом вызывает ужас и панику. Чтобы нейтрализовать страх, конкретно обозначьте его. Теперь вообразите кого-то, кто легко и успешно справляется с тем, что вам нужно сделать. Подумайте, какими качествами он обладает, как себя ведёт. Далее выделите 5 минут на расслабление. Примите удобное положение, сосредоточьтесь на дыхании. Каждый раз при вдохе представляйте, как с воздухом в вас проникают качества этого человека. При выдохе думайте о том, , как вас покидают сомнения, страхи и неуверенность. Затем встаньте и физически представьте себя тем человеком: примите его позу, походите, проследите за своим выражением лица.
  4. Бойтесь. Мысленно поддайтесь страху. Дайте ему увлечь вас за собой, пусть он «покажет» вам «ужасный» финал – вы не сдали экзамен. Станьте одним целым со своим страхом. Для этого спросите себя: «Что случится, если я не сдам экзамен?». Осознайте реальные последствия самого плохого сценария. Обратите внимания на то, что страшит вас более всего. Ответ на этот вопрос поможет понять, что вы делаете не так в данный момент, как изменить ситуацию и пересмотреть свои приоритеты.

 

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

  1. Подыши, успокойся. Удели 2-3 минуты тому, чтобы привести себя в состояние равновесия.
  2. Если ты запаниковал, резко поверни голову вправо: этот простой приём активизирует левое полушарие мозга – логическое, рассудочное, эмоционально холодное.
  3. В случае волнения используй приём «переключение внимания». Переключение внимания на другой предмет всегда снижает волнение. Отложи работу в сторону. Выбери взглядом любой предмет в классе. Мысленно назови его и ответь мысленно на такие вопросы: что это? Зачем он нужен? Нравится ли он тебе?
  4. Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию. От того насколько хорошо ты запомнишь эти требования, зависит правильность твоих ответов.
  5. Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
  6. Не бойся! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  7. Начни с лёгкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, пропуская пока те, что могут вызывать долгие раздумья. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Тогда ты успокоишься, и голова начнёт работать более ясно и чётко, ты войдёшь в обычный ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на сложные вопросы. Будет обидно недобрать баллов только потому, что не дошёл до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызвали затруднения.
  8. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, чтобы стараться понять условие задания по «первым словам» и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах.
  9. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому опора на знания по предыдущим заданиям не помогает, а только мешает сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Это правило может иметь ещё один вариант, и следование ему даст тебе бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
  10. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две третьи всего отведённого времени пройтись по всем лёгким, доступным для тебя заданиям (первый круг), а потом спокойно вернуться и подумать над трудными (второй круг)
  11. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  12. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решённых тобой задач вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 

Удачи тебе!